/history
Crane
·
a year ago
Жатва. Цикл "Времена года", конец лета 1565г Питер Брейгель Старший Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Питер Брейгель Старший, самый известный представитель знаменитой династии нидерландских живописцев, недаром получил прозвище «Мужицкий». Его произведения наполнены любовью к родному краю и его жителям, прежде всего, крестьянам. Эта тема сама по себе являлась революционной в то время — ранее никто не осмеливался представлять главными героями представителей низов. При этом тесная связь человека и природы подчеркивается некоторой безликостью изображения людских фигур, как будто растворяющихся в окружающей действительности.
Картина Брейгеля «Жатва» из календарного цикла, посвященного смене времен года, была написана художником в 1565 году. Основой сюжета подобных произведений, как правило, служили какие-либо занятия, ремесла, соответствующие каждому месяцу. Брейгель же впервые сделал акцент на окружающей природе, ландшафте. Эта особенность характерна для всех шедевров живописца из этой серии.
Цикл был написан для одного из постоянных заказчиков художника — богатого купца из Антверпена Йонгелинка, которому пришлось расстаться со своим приобретением из-за долгов. Впоследствии картины кочевали от одного владельца к другому — местоположение большей части из них неизвестно. Последним хозяином «Жатвы» был брюсселец Жан Поль Селс. Именно он и продал полотно в 1919 году музею Метрополитен.
В своих произведениях Питер Брейгель признает наличие некоего естественного порядка, согласно которому каждому живому существу отведено свое особое место во Вселенной. Смысл существования человека — в труде, достижении гармонии с собой, окружающими людьми и природой в целом.
На картине Брейгеля «Жатва» изображено пшеничное поле. Работающие на нем в палящий зной люди решили передохнуть: присесть пообедать и перекинуться парой слов. Художник точно передал атмосферу жаркого летнего дня: теплые оттенки, использованные для изображения поля, людей, снопов и деревьев контрастируют с холодным цветом белесого неба, как будто выгоревшего в жару.
Несмотря на то, что основная группа людей изображена Брейгелем в спокойном расслабленном состоянии во время кратковременного отдыха, не все персонажи картины так статичны. Работа на поле продолжается: крестьяне жнут пшеницу, женщины вяжут снопы. В движении жизнь — эта мысль, несомненно, тоже близка живописцу. Множество деталей на полотне служат инструментами для поддержания этой идеи: вспорхнувшие птицы, идущие в поле женщины, крестьянин, только что закончивший работу и приближающийся к импровизированному обеденному столу.
Размеренная, спокойная, но при этом ни на минуту не замирающая жизнь в полном согласии с законами природы — то, что старался показать Питер Брейгель в своих произведениях.
4 comments