/art
Wor7hless
·
10 months ago
История развития искусства! Византийская икона и книжная миниатюра ч.2 - заключительная
In previous episode... Тогда император издал эдикт, запрещающий иконопоклонство...
Перед началом, как обычно - рекомендуем залететь к нам в чат в тг - https://t.me/bb_art Там можно обсудить что душе угодно, поспорить и посмеяться вместе. Будем рады вас там видеть!
Этим императором был Лев III. Как не трудно догадаться - сразу после этого возникло множество общественного волнения. Верующие ревностно относились к священным изображениям и потому противостояние иконоборцев и иконопочитателей не утихало в течение столетий.
Эта борьба отобразилась в замечательном памятнике той эпохи под названием "Хлудова псалтырь"
на фото: Хлудовская Псалтырь - ок 9в.
На этом листе изображены иконоборцы. Заметим, что художник сравнивает их с палачами Христа, за то, что они уничтожают священные образы. Как мы понимаем, в сознании верующего, образ Христа, или Богоматери, скажем так, очень тесно, прочно соотнесен с первообразом. Поэтому любой акт агрессии в отношении иконы воспринимался в штыки.
Посмотрим на живописный характер этих иллюстраций:
Они, по сути дела, являются рисунками на полях, сделанные в живой и быстрой манере. Они полны энергии и фольклорной свежести. Это был тот короткий период, когда народное искусство в некотором своем обличие проникло в сферу культовых образов. Можно даже сказать контрабандой.
Однако вскоре, уже в следующий период, после того как иконопочитатели одержали победу эта тенденция в искусстве исчезла и в византийской живописи воцарился единый благородный стиль, корнями уходящий в античную традицию.
Обратим внимание на эту мысль: Византийцы стали подражать античным образцам
Почему? Потому что за более чем полтора столетий иконоборчества сильно снизился уровень технической подготовки художника. А как заново научиться изображать человеческое тело? Разумеется - штудируя классику.
на фото: Гомилии Григория Назиянина - сер. 9в.
Итак. Античное наследие.
Уроки греческого искусства заметны, например, в классических пропорциях фигур, в почти скульптурной передаче объемов. А так же, в библейский сюжетах то и дело возникают персонажи из языческих мифологий. Как например тут: Фигура внизу - Речной Бог
на фото: парижская псалтырь - сер. 10в.
Однако, подобные фигуры, так скажем, не принимались всерьез. Они были "декоративной" частью композиции, они не несли в себе никакой угрозы.
Безумно красива та легкость, с которой художник передает движения, подчеркивает форму тела. В том числе игрой складок на драпировке. Обратим также желание художника передать глубину пространства с помощью элементов архитектуры. Иконопись 10 века по-настоящему прекрасна. Она аристократически утончена.
Влияние греческой классики сказалось на правильных пропорциях, оно заметно в изяществе линейного рисунка. Эти лики святых кажутся перефразировкой античного идеала красоты. Тогда же, в 10 веке формируется канон, предписывающий определенный способ изображения каждого святого. Однако даже в таких жестких рамках мастер находил возможность для изящного живописного решения каждой конкретной иконы.
Своей вершины византийская живопись достигает в 12 веке, когда в мастерских Константинополя создаются шедевры, подобные этому:
на фото: Григорий Чудотворец - 12в.
Тут мы уже не говорим о подражании античности - это что-то иное. Это тонко разработанный язык самой византийской культуры. Художник делает фигуру почти плоской, перенеся акценты с объемов на линейный рисунок.
К тому же периоду 12 века относится эта икона:
на фото: икона Владимирской Богоматери.
Она была создана в Константинополе, а затем перевезена на Русь. Этот образ поражает красотой и проникновенностью. Несмотря на то, что это икона - а значит образ, в значительной мере, абстрактный - мы чувствуем глубокую эмоциональность и даже, возможно психологизм этого образа. Мы видим нежность, с которой младенец тянется к матери и видим скорбь в ее глазах. Нам передается та боль, которая видна в глазах Богоматери, которая знает, какая судьба ждет ее сына.
И этот самый момент чувственности, наверное и является причиной, почему эта икона так любима на Руси. Другая же причина, почему эта икона так почитаема - она считается чудотворной.
В 1395 году, во время нашествия Тамерлана эта икона была привезена в Москву. И тогда, когда Тамерлан повернул назад, без видимой причины, не дойдя до Москвы, это было чудом. И это чудо было расценено как заступничество Богородицы. И с тех пор она считается чудотворной.
Вернемся к Византии. После 12 века для империи было тяжелое время. Конечно, в 14 веке произошел замечательный взлет в области византийской культуры:
Это последний прекрасный период.
В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Вторжение мусульман, как не сложно догадаться - оборвало линию развития византийского искусства. Однако, наследие художников продолжало жить. В наследии Италии, имеющей с Византией тесные экономические связи. А так же в православной Руси, где византийские каноны легли в основу религиозного искусства:
на фото: Андрей Рублев - Святая Троица
Вот и подошел к концу цикл статей про искусство Византии. Спасибо всем большое за прочтение, надеемся было интересно. Будет очень приятно видеть стрелочку вверх и отправленную ракету - так мы поймем, что вам это нравится. Всем успехов и творческого вдохновения!
1 comment