/history
Gleb_Minskiy_2021
·
3 years ago
Дваравати – забытое королевство монов (около I век н.э. – XI в.). Часть 1.
Королевство Дваравати в период расцвета VII - VIII вв.
Моны – древний народ Юго-Восточной Азии, общая численность в мире по последним данным составляет 1,7 миллиона человек. Из них большинство проживает на юге современной Мьянмы (Бирмы), в основном в штате Монмар (Мон), также моны живут на юго-западе Таиланда (около 200 тысяч), в Лаосе, и небольшое количество рассеяно в диаспорах в некоторых странах Мира, в основном в Азии.
Моны, или народ  мон — это самоназвание, означающий «человек» «Люди», в бирманском же языке слово мон – означает «благородный».  Другой распространенный этноним Монов — талаин, употребляется бирманцами. Также бирманцы называют монов – «пегуанами» по главному городу монского королевства Хантавади существовавших на территории современной Бирмы в древности. Но о Хантавади в другом посте.    
Королевство Таиланд современные границы.
Разговаривают моны на собственно монском языке, имеющем кстати древнюю письменность, возникшую ещё в середине Первого тысячелетия нашей эры, а может и раньше,  как раз в эпоху расцвета их древнего государства – королевства Дваравати.
И так, Дваравати (древнекитайское То-ло-по-ти), или Шри Двараватишвара (дословно приблизительно переводится как «Страна имеющая много врат, или много входов»),  столицами его  были -  город неизвестного названия на месте современного Утонга («Золотая колыбель»), а позже Лаво или  Лавпура («Львинный город»,  на месте нынешнего тайского Лопбури).
Женщины народа мон в традиционных одеждах
В период своего расцвета Дваравати охватывало всю территорию современного Таиланда, и даже некоторые соседние земли.  Если сравнить карты Дварвавти и Таиланда, то может показаться что речь идёт об одном и том же государстве.
Дваравати возникло приблизительно на рубеже нашей эры, а возможно и немного раньше во 2 – 1 веках до н.э., в результате объединения ряда монских вождеств вокруг единого центра. Определённое влияние в этом на монов оказали выходцы с Индийского субконтинента, принёсшие кстати в Индо-Китай буддизм.  Сам процесс объединения пока не выяснен, то ли это было добровольное объединение в рыхлую конфедерацию, с постепенных усилением роли верховного правителя, то ли правители «Утонга» проводили объединение военным путём.  Скорее всего имело место и то, и то.
Укрепив центральную власть, владыки «Львинного трона»  проводили экспансионистскую политику по отношению к окружающим государствам и народам. Так были подчинены другие монские княжества, известные только по китайским упоминаниям «Читу»  и «Тоюань», которые сохранили определённую автономию.  Но на западе их экспансия была остановлена государством народа пью Шри Кшетра, со столицей в городе Тарекитара  (Проме), а на востоке раннекхмерским  королевством Бапном (древнекитайское Фунань).  Также независимым оставалось и другое монское государство Татон (Протохантавади) на юге Бирмы. Однако экспансия на юг  на Малайский полуостров, и на север продолжалась. На юге моны успешно воевали с индианизироваными княжествами  Такола (древнекитайское Паньпань), Кедах, Лангасука
Правители  Дваравати имели очень  широкие дипломатические и торговые контакты.  Археология свидетельствует что они простирались от Китая на востоке до Римской империи на западе. О последнем свидетельствую как находки римских монет, так и других изделий из Средиземноморья.
Продолжение следует!
Источники: 1) История Таиланда. Э.О.Берзин Москва "Наука" 1973г.
2) Холл Д. Дж.Е. История Юго-Восточной АзииМ.: Издательство иностранной литературы, 1958.
3) Coedès, George (1968). Walter F. Vella (ed.). The Indianized States of Southeast Asia. trans.Susan Brown Cowing. University of Hawaii Press.
4) Robert L. Brown, The Dvaravati Wheels of the Law and the Indianization of South East Asia. Studies in Asian Art and Archaeology, Vol. 18, Fontein, Jan, ed. Leiden and New York: E. J. Brill, 1996.
5) Dhida Saraya, (Sri) Dvaravati: the Initial Phase of Siam's History, Bangkok, Muang Boran, 1999,
4 comments