/art
Wor7hless
·
2 years ago
История развития искусства! Высокая классика греческой скульптуры
Итак, как и обещалось, эту статью мы посвятим периоду высокой классики греческой скульптуры!
Здесь нам хорошо будет видно, что греческий художник - это изобретатель, новатор, который способен найти для любой пластической темы массу вариаций.
Это видно на примере того, как Фидий - прославленный скульптор, один из величайших греческих воятелей - украсил Парфенон - главный храм Афинского Акрополя.
на фото: Л. Альма-Тадема "Фидий показывает фриз Парфенона друзьям" 1868г.
Обратимся как раз к этому фризу. Перед нами торжественное шествие в честь праздников во имя богини Афины. Мы видим несколько фигур, при этом каждая из них совершенно индивидуальна. Они все в свободных, естественных позах.
Для каждого мотива движения скульптор создает множество вариантов, соединенных общим ритмом, но ни в коем случае не повторяющихся. Разнообразие поз и жестов совершенно неистощимы.
на фото: Фидий и его ученики. Всадники. Фрагмент фриза Парфенона (445-435 г до н.э.)
Фидий был самым прославленным скульптором той эпохи. Он был тем, чье имя стало легендарным, почти нарицательным. Однако его поиск был не единственным. В ином направлении шла мысль знаменитого скульптора, который работал в те же времена, его звали Поликлет.
на фото: Фидий и его ученики. Мойры с восточного фронтона Парфенона. (445-435 г до н.э.)
Поликлета не интересовала передача активного действия или создания многофигурных композиций. Он работал преимущественно над изображением спокойно стоящей фигуры. Главным наследием стал теоретический трактат под названием "канон" что с греческого значит "правильный" и статуи, которые он создал согласно этому канону.
на фото: Поликлет старший. Апполон (римская мраморная копия) 5в до н.э.
Перед нами Дорифор, то есть копьеносец. Его тело являет собой эталон красоты, рассчитанный математически. Голова, например составляет ровно 1/7 от общего роста, ступня ровно 1/6, кисть руки 1/10 и так далее. Поликлет открывает закон построения идеального человеческого тела, точно так же как ученые его времени открывали закономерности в природе. В дальнейшем скульпторы могут варьировать найденные Поликлетом соотношения. Но главная концепция пропорциональных соотношений частей человеческого тела сохранится.
Еще одним крупным открытием Поликлета стал способ придать фигуре внутреннюю динамику. Скульптор заметил, что если человек переносит вес тела на одну ногу, а другую отводит назад, то одно из его бедер оказывается опущено, и этому бедру соответствует поднятое плечо. И получается замечательная симметрия диагоналей, которая оживляет всю фигуру. Этот прием носит название - хиазм. Он станет одним из ключевых выразительных средств в греческой скульптуре.
на фото: Диадумен (ок 430г до н.э.)
Огромное спасибо за прочтение этой статьи. Надеемся, что было очень интересно. Будет очень приятно, если отблагодарите ракетой или поделитесь своим мнением в комментах! Всем спасибо <3
3 comments