Русские «бродники» , политические иммигранты и авантюристы во Втором Болгарском царстве.
В отличие от активных болгаро-русских культурных связей в средние века, где Болгария была ведущей страной, политические отношения между двумя народами в XII-XIV веках были очень спорадическими. Существовавшая до X века условная болгаро-русская этническая граница, в целом по Днепру и Днестру, уже давно была разорвана кочевниками - печенегами, узами, половцами, татарами. Прежней Киевской Руси, способной организовать морские походы на Константинополь, даже осуществить в 968-971 годах мощную агрессию против Первого Болгарского царства (походы князя Светослава Игоревича), больше не существовало. Его место заняли гораздо более слабые в военном и политическом отношении Киевское, Галицкое, Черниговское, Суздальское, Новгородское и другие княжества, которые воевали с кочевниками, а в середине XIII века попали в тяжелую зависимость от татарской "Золотой Орды".
Тем не менее, хотя и в более скромных масштабах, между двумя странами существовали политические и этнические связи. Их общая славянская природа способствовала как культурному влиянию, так и взаимным групповым и личным контактам. В XII-XIV веках не раз случалось, что русские приходили на болгарскую службу. Будучи славянами, православными и близкими по языку к болгарам, они гораздо легче интегрировались в свою родственную национальную среду, чем представители многих других народов. Однако наиболее значимым с военно-политической точки зрения было участие так называемых бродников в качестве союзников первых Асеневцев – трёх братьев Асеней – Петром, Иваном и Калояном.
Памятник трём братьям Асеням - основателям Второго Болгарского царства.
Это интересное сообщество, прообраз российского и украинского казачества, проживало на территории Куманской (Половецкой) степи, но имело своих воевод-шубашей. Более того, по крайней мере, в большинстве своем, бродники были православными христианами. Их ряды пополняли беглые русские крестьяне, политические беглецы и подобные элементы, к которым особенно применялся куманский термин "козак" ("свободный, вольный человек"). Однако название "бродники" означает не "бродяги" или "странники", а вооруженные охранники бродов на великих степных реках. Эту службу русы выполняли по согласованию с куманскими ханами, с которыми они находились в тесных связях и в определенной зависимости. Естественно, когда Петр и Асень обратились за помощью к половцам, они также заключили союз с военачальниками Русских бродников.
Воины бродники.
Более того, в первой половине XII века вблизи болгарских земель, находившихся тогда под властью Византии, появилась группа так называемых берладников (похожих на бродников, или их часть) во главе с князем-авантюристом Иваном Ростиславичем Берладником изгоем из Галицкой династии. Они населяли плато Берлад на территории современной румынской части Молдовы, где находится город Берлад. Иван Берладник и его люди атаковали русские корабли на Днестре и, вероятно, византийские корабли на Дунае. Однажды русский флот Киева преследовал его на Черном море "до Дцины", возможно, до устья реки. Тича или, что более вероятно, в средневековый болгарский город Вичина в дельте Дуная (ныне Нуффару, Румыния). Другими словами, берладники имели контакты, дружественные или враждебные, с византийскими властями и местными болгарами на Нижнем Дунае. В 1160 году Иван Берладник нашел свою смерть в Салониках, вероятно, отравленный ромеями (греками-византийцами). Примерно в то же время беглый князь Василько Юрьевич (сын Юрия Долгорукого, основателя поздней русской столицы Москвы) и "династ" (боярин) Владислав последовательно поселились в болгарских землях вдоль Дуная. Они правили один за другим тремя дунайскими крепостями в Болгарии, названия которых, однако, неизвестны. Эти случаи, подкрепленные некоторыми другими гипотетическими соображениями, мотивировали в свое время P. Мутафчиев выдвинул смелую, но слабо правдоподобную гипотезу русско-куманного происхождения братьев Асеней.
Южнорусская дружина атакует.
Бродники впервые упоминаются как союзники болгар в 1190 г. Тогда Никита Хониат сообщал, что на стороне Петра и Ивана Асеня сражались также "тавроскиты" (русские) "...из Вордоны", образно определяемые как любимцы бога войны Ареса, как люди, "...презирающие смерть". Опять же, мы говорим о них в 1201 году, и как о традиционных болгарских союзниках, которые, очевидно, поддержали царя Калояна при взятии Констанции (современный Симеоновград) во Фракии и Варны, последней византийской крепости к северу от Балкан. Французская поэма трубадуров предполагает, что в действиях Калояна против латинян участвовали и русские. Джон Ставракис, автор книги "Другое чудо св. Димитрий Фессалоникийский", рассказывая о смерти великого болгарского царя, пишет, что в войске Калояна у стен Фессалоники (осень 1207 года) были союзные контингенты половцев, греков, алан и русских.
Пётр и Иван Асени.
ПППамятник царю Калояну.
3 comments