/art
Wor7hless
·
a year ago
История развития искусства! Византийская монументальная живопись
Переходя от Рима к Византии, мы будем рассматривать живопись Византийской культуры. Нужно понимать, что живопись занимает очень важное место в искусстве Византии. Но почему?
Дело в том, что в Греции и в Риме культовыми изображениями были статуи богов. С другой стороны, Византия как христианское государство решительно противостояла языческим культам, и потому, отказалась от поклонения идолам.
на фото: Диптих Барберини - начало 6 века
Скульптура, естественно, продолжила существовать, но в основ в виде резьбы и мелкой пластики. А на первый план в религиозном искусстве выходит живопись, икона, фреска, мозаика и книжная миниатюра.
И во всех этих началах мы сейчас поговорим.
Начнем с монументальной живописи, фрески и мозаики.
Однако, прежде чем начать разговор об именно Византийской живописи, нам следует обратиться к предыстории. То есть к раннехристианскому искусству, которое стало основой живописи Византии. Раннее христианское искусство возникло в древнем Риме, в первые века нашей эры.
на фото: катакомбы святых Петра и Марцеллина
Сакральными помещениями для христиан были катакомбы – подземные погребальные галереи. Именно там мы впервые встречам изображения библейских сюжетов и христианских символов 
на фото: евхаристический хлеб и рыба
Вот тут мы видим два символа – рыба – символ Христа и хлеб – символ причастия
Там же, в катакомбах мы находим фигуративное изображения.
Вот тут мы видим женщину, которая завела руки в молитве. Обратим внимание, как ранний христианский художник преподносит нам это. Женщина кажется описанной слегка схематично.
на фото: катакомбы Присциллы
Для того, чтобы лучше было это понять, сравним это изображение с другим более ранним изображениями языческого толка. Вот одна из настенных росписей, которые находятся в вилле Мистерии в Помпеях.
Тут перед нами античная культура изображения. Мы видим, что художник тщательно изучает человеческое тело, передавая ее форму. Позы естественные, непринужденные. Мы можем говорить о них в тех же категориях, которыми мы описывали античную скульптуру. Эти фигуры визуально кажутся объемными, живыми.
Если вернуться к раннехристианскому изображению, то изображение кажется очень плоским, одежда не создает объем тела, а наоборот скрывает его. Художник уводит нас от изображения обычного человеческого тела к некому «духовному».
на фото: Три отрока в пещи огненной, катакомбы Присциллы
Раннехристианское искусство в целом старается увести зрителя от античной чувственности и перевести его внимание на нечто абстрактное, на размышление о неземном, неизобразимом, непостижимом. Хотя христиане целенаправленно противопоставляли себя искусству античности, у этих двух культур было много общего. Многие образы из языческого прошлого перешли в христианское искусство, хотя, конечно, изменили свое значение. Тут, например, мы видим фигуру Христа в образе доброго пастыря.
И это повторение традиционного Греческого типа, называемого мосхофор – юноша, который несет ягненка на жертвенник.
 
А вот тут, например, мы снова видим Христа в окружении апостолов.
Обратим внимание, что это еще не привычный нам образах Христа, с бородой. Это так называемый - Христос Эммануил, то есть еще молодой, безбородый.
И тут он больше похож на странствующего философа, который ведет неспешную беседу с учениками за трапезой. Обратим внимание на то, как изображены персонажи. Анатомическая достоверность и передача трехмерности… Эти вещи совсем не интересовали художника. Фигуры очень тесно прижаты друг к другу, чтобы удалось вписать их в полукруг. Все в целом плоское, схематичное. Возникает соблазн подумать, что «художник не умел рисовать». Но! Это не совсем правильная линия рассуждения. Скорее правильно говорить о концептуальной составляющей этого направления. В христианской живописи подобный способ был программным – общепринятым.
 
В катакомбах последовательно подавляются и заменяются другими определенными другими качества предшествующего искусства. Было отброшено по возможности все, что напоминало тело и натурализм. Эти изображения должны были не развлекать и радовать глаз, а призывать к молитве и раздумью.
 Далее мы рассмотрим мозаику, однако в другой статье. Спасибо большое за прочтение! Надеемся, было интересно. Будет приятно получить комментарии и ракету на этот пост! До встречи! <3
3 comments