История развития искусства! Древнеримская скульптура
Вот мы и подобрались к искусству древнего Рима. В этой статье мы рассмотрим самобытную римскую скульптуру, а так же, рассмотрим ее как наследницу греческой.
Мы, кстати, создали тг канал, где будут публиковаться актуальные новости о конкурсах, статьях и прочих нововведениях нашего борда - https://t.me/bord_art
Будем рады вас там видеть!
Но прежде чем говорить о самой римской культуре, нужно рассказать о том, что предшествовало ей. А именно - об искусстве этруссков. В 6 веке до н.э., когда Рим был еще совсем маленьким городком, который постоянно конфликтовал со своими соседями, тогда переживало расцвет самое могущественное по тем временам государство - Этрурия. Это было объединение 12 богатых городов-государств, которые по уровню цивилизации не уступали тогдашней Греции.
на фото: Вулка, Апполлон Вейский (около 500 г до н.э.)
Тогда скульпторы греков испытывали очень большое влияние по всему миру. Скульптуры этруссков очень похожи на греческие, периода греческой архаики. Однако, они более декоративны. Как видно выше, уже знакомое нам изображения куроса(мужской образ) - дополнено стилизованным, геометрическим узором.
Если греки стремились в скульптуре к натуроподобию, реалистичному изображению подвижности человеческого тела, то этрусские мастера создавали более схематичные.
на фото: этрусский саркофаг, супружеская пара (6 век до н.э.)
Скульпторов больше интересовала декоративные элементы, эффектность линейного рисунка.
И вот, 4 век - Рим окреп и стал проводить намного более агрессивную внешнюю политику. Постепенно завоевывая Италию, Рим подчинил себе и Этрурию, сделав ее культуру частью своей истории. Теперь мы можем перейти непосредственно к римскому искусству, искусству скульптурного портрета:
Эпоха республики (6-1вв до н.э.)
Почему именно портрета? Развитие этого направления во многом связано с религией. А именно с культом предков. Портрет предка делался на основе маски, снятой непосредственно с лица. И когда кто-то из представителей рода умирал, все члены семьи, а так же специально нанятые актеры, несли маски и бюсты предков, тем самым показывая древность и аристократичность своего рода.
на фото: "Тогатус Барберини"
Кроме того, портреты предков хранились в вестибюле римского жилища, также показывая статус того, кто в данный момент там сейчас живет.
И как несложно догадаться, самым главным качеством республиканской эпохи было сходство портрета с реальностью, для этого в это время был выработан особый принцип веризма, то есть стремление самы тщательным образом зафиксировать образ модели.
на фото: портрет старого римлянина (сер 1 в. до н.э.)
Если перед греческими скульпторами стояла задача создать идеальный образ добродеятельного гражданина, то римляне создают образ конкретного человека, определенного лица, соединяя в нем определенное с индивидуальным.
на фото: бюст Патриция (ок 1в до н.э.)
на фото: Консул Брут
Мы помним, что в греческой скульптуре было в основном изображение обнаженного мужского тела. В Риме все было немного иначе, в противовес обнаженному телу греков, ставится так называемый тогатус - то есть облаченный в тогу. Представитель аристократии, носящий государственную одежду.
на фото: римлянин, совершающий возлияние.
Такие вещи как возлияние, то есть религиозные, были делом государственной важности, так что за их исполнением и изображением очень тщательно следили. Так же не менее важным был образ оратора, что интересно, переход от эпохи республики к эпохе империи, который был связан с первым императором - Октавиан Август
И вот мы подошли к эпохе империи. Но об этом чуть подробнее будет в следующей статье. Спасибо большое за прочтение. Будет приятно увидеть теплые комментарии и пару ракет. Искусство это интересно! <3
11 comments